ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 24.08.2022г. № 12 УТВЕРЖДЕНО Приказ от 31.08.2022г.№ 226 Директор МБОУ «Червонновская средняя школа» ________Н.В.Медведева ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ Общие положения 1.1 Положение о методической службе и организации методической работы в школе (далее по тексту – положение) разработано в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа» (далее по тексту – школа) и иными локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. 1.2 Методическая служба – это гибкая развивающаяся внутришкольная структура обеспечения, разработки и внедрения современных педагогических технологий в организацию и осуществление образовательной деятельности школы, обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказанием им методической помощи. 1.3 Положение определяет цели, задачи, структуру организации, направления деятельности и формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. 1.4 Методическая служба является структурной единицей в системе управления школы. 1.5 Настоящее положение: - является локальным нормативным актом, регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной деятельности и деятельность школы в организационно-управленческой сфере; - рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы; - вступает в силу со дня его утверждения и действует неограниченный срок; - изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся и (или) методическим советом школы и утверждаются приказом директора. 2. Цели и задачи методической службы школы 2.1 Целью работы методической службы школы является создание условий, способствующих повышению уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся, развитию творческого потенциала педагогических работников. 2.2. Задачи методической службы школы: 2.2.1. оперативное реагирование на запросы педагогических работников по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности; 2.2.2. организация системы методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических работников; 2.2.3. пополнение информационного педагогического банка данных школы о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег; 2.2.4. организация рефлексивной деятельности педагогических работников в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений; 2.2.5. оказание методической помощи педагогическим работникам школы; 2.2.6. анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких педагогических работников, работающих по одной проблеме; 2.2.7. создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ; 2.2.8. вооружение педагогических работников школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся; 2.2.9. проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества; 2.2.10. управление процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников в условиях модернизации образования и введения ФГОС третьего поколения, способствующих организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов; 2.2.11. осуществление аттестационных процедур. 3. Структура и организация деятельности методической службы школы 3.1. Методическая служба осуществляет руководство методической и инновационной деятельностью педагогического коллектива школы и представлена следующими уровнями линейного соподчинения: 3.2. Планы деятельности методической службы и структурных единиц, разработанное программно-методическое сопровождение согласуется с директором и с заместителями директора школы по УВР и утверждается приказом директора школы. Высшим органом коллективного руководства методической работой является педагогический совет. В состав педагогического совета входят все педагогические работники образовательного учреждения. Педагогический совет Учреждения: • Осуществляет выбор программ, форм и методов учебно–воспитательного процесса; • Обсуждает учебные планы, образовательные программы, рабочие программы учебных курсов и дисциплин, годовые календарные планы, иную учебно-методическую документацию с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов; • Организует работу по распространению передового педагогического опыта; • Принимает решения о проведении промежуточной аттестации; Методический совет является главным связующим звеном всех подструктур. В состав методического совета входят директор школы, заместители директора по учебновоспитательной работе, руководители методических объединений. Функции методического совета школы: • Диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров); • Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных); • Научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта); • Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов); • Образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ) методический совет так же включает в себя методистов и педагогических работников, осуществляющих инновационную деятельность в школе. Функциями которого являются: Диагностическая (мониторинг деятельности различных инновационных направлений); Методическая (координация методической работы; презентация передового опыта работы педагогов школы); Организационная (организация и проведение методических мероприятий в школе). Методическое объединение учителей - предметников создается как одна из форм самоуправления в целях совершенствования методического и профессионального мастерства учителей; организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников. Работа методического объединения организуется на основе планирования, составленного в соответствии с планом работы школы, методической темы, принятой к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей. Методическое объединение учителей – предметников организует семинарские занятия, проводит цикл открытых уроков по определенной методическим советом теме, проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы, планирует оказание конкретной методической помощи учителям предметникам. Методическое объединение учителей – предметников определяет систему внеклассной работы по предмету, ее ориентацию, идеи, организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целяхВнаилучшего усвоения знаний, соблюдения режима труда и отдыха. своей работе методические объединения учителей – предметников подчинены педагогическому совету, методическому совету школы, Руководитель методического объединения учителей – предметников назначается и снимается приказом руководителя школы. Руководитель методического объединения учителей – предметников организовывает методическую помощь молодым учителям; организовывает и систематически проводит заседания методического объединения учителей – предметников; составляет план работы методического объединения учителей – предметников, и контролирует его выполнение; обобщает опыт работы, отчитывается о проделанной работе на методическом совете или педагогическом совете; и т.д. Приоритетными направлениями методической работы являются: • Обновление содержания образования, совершенствование граней образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребенка и совершенствование педагогического мастерства учителя. • Творческая ориентация педагогического коллектива на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребёнка, обеспечивают формирование универсальных учебных действий. • Формирование мотивации к учебной деятельности через создание эмоциональнопсихологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми. • Организация воспитательной работы, направленной на формирование личности, способной к социальной адаптации через сотрудничество школы и семьи на принципах гуманизма. • Оказание помощи учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления. • Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя. • Непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства. • Достижение образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). 3.4. Организация методической работы в школе. 3.4.1. Формы общеметодической работы: − тематические педсоветы; − курсы повышения квалификации – предметные и надпредметные (с учетом требований модернизации образования и введения ФГОС); − заседания предметных методических объединений, творческих групп; − заседания временных рабочих проблемных групп – при необходимости. 3.4.2. Структура методической работы. Школьные учителей: -МО учителей начальных классов; МО учителей филологического цикла; -МО учителей естественно -математического цикла; -МО классных руководителей; методические 3.4.3. Формы проведения занятий в методических объединениях: − семинары (не менее 3-х в год), − лекции, − практикумы, − мастер-классы, − открытые уроки, − круглые столы; − внеклассные мероприятия по предметам, − подготовка и разработка содержания проведения предметных недель, − конкурсов «Учитель года», − научно-практических конференций и методических фестивалей методических мероприятии в школе. 4. Участники методической работы школы 4.1. Основными участниками методической работы школы являются: - учителя-предметники; - классные руководители; - педагог-библиотекарь; - педагог-психолог; - руководители ШМО, творческих групп; - администрацияшколы. объединения и других 5. Компетенция и обязанности участников методической работы школы 5.1. Компетенция участников методической работы 5.1.1. Педагогические работники и классные руководители: участвуют в работе методических объединений, творческих групп; обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег; разрабатывают рабочие программы, учебные программы, методические программы, технологии, приемы и способы работы с обучающимися; работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на кафедрах, методическом совете и допущены к использованию решением Педагогического совета школы); участвуют в методической работе школы, района, республики. 5.1.2. Руководители МО, творческих проблемных групп, методисты: - организуют, планируют деятельность МО и творческих групп; - обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности; - руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогическими работниками по проблемам обучения и воспитания; - готовят методические рекомендации для педагогов школы; - анализируют деятельность методических объединений, творческих групп, готовят проекты решений для методических советов и педсоветов; - руководят деятельностью экспертных групп в ходе аттестации педагогических работников школы; - участвуют в экспертной оценке деятельности педагогических работников в ходе аттестации; - организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки. 5.1.3. Администрация школы: разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы; определяет порядок работы всех форм методической работы; координирует деятельность различных методических объединений при проведении мероприятий; контролирует эффективность деятельности методических объединений, творческих групп; проводит аналитические исследования деятельности МО, творческих групп; материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогических работников и педагогического коллектива в целом. 5.2. Обязанности участников методической работы 5.2.1. педагогические работники и классные руководители обязаны: проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия; систематически посещать занятия ШМО, творческих проблемных групп; анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения и способы обучения; оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний; пополнять информационный банк данных (составление информационнопедагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов). 5.2.2. Руководители МО, творческих проблемных групп и методисты обязаны: стимулировать самообразование педагогических работников; организовывать деятельность педагогических работников в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.; разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников кафедр, творческих групп; анализировать деятельность методической работы МО, творческих групп; проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения; обобщать опыт работы педагогических работников школы. 5.2.3. Администрация обязана: создавать благоприятные условия для работы МО, творческих проблемных групп, обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом; оказывать всестороннюю помощь руководителям МО, творческих проблемных групп; содействовать тиражированию учебно-методических материалов для использования в организации и осуществлении образовательной деятельности МО, в работе творческих проблемных групп. 6. Документация 6.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме: - протоколов заседаний методических советов; - планов работы ШМО, творческих групп; - конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы; - письменных материалов (отражающих деятельность педагогического работника школы, МО, творческих групп, по анализу и самоанализу педагогической деятельности); - рефератов, текстов докладов, сообщений; - разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ; - обобщенных материалов о системе работы педагогических работников школы, материалов печати по проблемам образования; - информации с городских, окружных методических семинаров; - дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогических работников, учащихся).