самоуправление

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Червонновская средняя школа»

ШКОЛЬНОЕ
УЧЕНИЧЕСКОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ

2022-2023 г.

Ученическое самоуправление.
1. Позиционный блок
Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества
через освоение навыков социального взаимодействия.












Задачи ученического самоуправления:
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование
самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные
потребности и интересы учащихся;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему
действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для
развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного
мышления и
самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей
социализацию каждого
ребёнка;
2

 Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно –
целостные отношения.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию
интересов и потребностей учащихся;
 Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
 Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
 Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед
представителями Совета, учащимися и учителями.







Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в
понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и
означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет
собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами,
продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями
Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов
3

«autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является
проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении
собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования
такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление
- объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является ни кто иной, как детское
общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е.
распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на
достижение единого результата.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для
организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
 Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры,
диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
 Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация
дежурства;
4

 Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований,
спортивных эстафет, дней здоровья;

 Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции,
выставки, встречи;
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на
классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах
своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по
отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию
учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей
деятельности.

5

Структура ученического самоуправления:
.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
СОВЕТ

Педагогорганизатор
ВР

Председатель
ученического
совета школы

6

Актив ученического
самоуправления
5-11 классы

МИНИСТЕРСТВО
ИНФОРМАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И
ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

МИНИСТЕРСТВО

МИНИСТЕРСТВО

ТРУДА И

КУЛЬТУРЫ И

ЭКОЛОГИИ

ДОСУГА

Данная модель самоуправления опирается на:
 Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
 Основные нормативные документы школы, не противореча им;
 Сохранение и приумножение школьных традиций;
 Простоту внедрения проекта в жизнь;
 Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный
опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому
ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.
Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе
определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно
7

развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие
компоненты: мотивационно-деятельностный, ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный.
Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.
Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его
жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру.
На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных
объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских
общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.
Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность
как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности
социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный
потенциал в процессе совместной деятельности.
2. Организационный блок
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в
органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа
представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического
самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
 Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных
руководителей;
 Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
8

 Воспитание ответственности за порученные дела;
 Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением
общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета
ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
 Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
 Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного
процесса;
 Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
 Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

9

4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности,
характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление
состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности
представлено в таблице ниже:
Министерства
Ведущий вид
Содержание
деятельности
МИНИСТЕРСТВО
Познавательная
предметные недели, встречи с интересными людьми,
НАУКИ И
деятельность
интеллектуальные игры, диспуты, конференции,
ОБРАЗОВАНИЯ
консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И СПОРТА
МИНИСТЕРСТВО
КУЛЬТУРЫ И
ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО
ИНФОРМАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО
ТРУДА И
ЭКОЛОГИИ

Спортивно –
оздоровительная
деятельность

организация работы спортивных секций, спартакиада,
соревнования, дни здоровья

Художественно –
тематические концерты, фестивали, акции, праздники,
эстетическая деятельность конкурсы, выставки, встречи

Трудовая деятельность

тематические
акции,
организация
субботников,
мероприятия по озеленению пришкольной территории

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь,
как на классном, так и на общешкольном уровне.

10

5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных
возможностей и
потребностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
 Повышение гражданской позиции школьников;
 Повышение заинтересованности в развитии школы;
 Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
 Увеличение занятости детей во внеурочное время;
 Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
 Активизация творческой деятельности учащихся;
 Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
 Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
 Заседания Совета ученического самоуправления;
 Участие в работе собрания;
 Участие в работе ученических и родительских собраний;
 Проведение благотворительных и иных акций;
 Проведение социологических опросов;
 Участие в работе творческих групп;
 Проведение круглых столов;
 Организация и проведение досуговых мероприятий;
 Организация и проведение спортивных соревнований;
 Другие формы работы.

11

6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Т
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль,
регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют
управленческий
цикл.
 Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета,
председателем и педагогом-организатором ВР);
 Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета,
педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
 Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и
классными руководителями)
 Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
 Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогоморганизатором ВР и Зам. директора по УВР)

12

ПЛАН РАБОТЫ
ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
на 2022 - 2023 учебный год

Месяц
Сентябрь

Мероприятия
I заседание
1. Утверждение плана работы на 2022-2023 учебный год.
2. Мозговой штурм «Каким я вижу этот учебный год?».
3. Распределение шефств над младшими классами.
4.Месячник безопасности .
5.Оформление классных уголков «Самый классный класс».
6.Выборы актива ученического самоуправления.
II заседание
1.Подготовка ко Дню пожилого человека, ко Дню Учителя.
2. Организация подвижных игр на переменах.
4.Уборка пришкольного участка.

Октябрь

I заседание
1.Анализ работы за сентябрь.
2.Подготовка к посвящению в первоклассники.
3.Конкурс среди классных комнат «Самый классный класс».
4.День самоуправления.

13

Ноябрь

I заседание
1.Подготовка ко Дню Матери.
2. Всемирный день толерантности "Толерантность - что это?" (16
ноября)
3.Месячник правовых знаний «Я - ребенок! Я - человек! Я гражданин»
4.Организация участия в олимпиадах, конкурсах.
5.Текущие дела.
II заседание
1.Поздравление ко Дню Матери.
2.Изготовление кормушек для птиц.
3.Уборка школьной территории «Чистая пятница».
4.Текущие дела.

Декабрь

I заседание
1.Отчет министра культуры и досуга о проведении «Дня Матери».
2.Единые классные часы ко Всемирному дню борьбы со Спидом.
Акция "Красная ленточка (День борьбы со СПИДом)"
3. Акция «Милосердие», посвященная Всемирному Дню инвалида».
4. День Неизвестного Солдата (3декабря).
II заседание
1. Новогодние представления у елки.
2.Конкурс поделок «Живи, елка!»

14

Январь
Февраль

Март

I заседание
1.Текущие дела.
I заседание
1.Итоги о выполнении предыдущих дел.
2.Тематическая линейка «День юного героя-антифашиста».
3.Оборонно- спортивный месячник (по отдельному плану).
4.Акция «Каждой пичужке – своя кормущка».Подкормка зимующих
птиц.
5.Подготовка поделок- сувениров для ветеранов.
6.Текущие дела.
II заседание
1.Выставка НТМ
2. Конкурс «Долг.Честь.Родина»
3. Старт проекта «Школьный двор – страна чудес»
4.Подготовка к 8 Марта.
5. Рейд по сохранности учебников
6.Рейд «Классные уголки в действии»
I заседание
1.Мероприятия к 8 Марта. Выпуск поздравительных газет.
2. Подведение итогов интеллектуального марафона.
3.Тематические классные часы «Человек и профессия»
4.Организация и проведение Масленицы.
5. Текущие дела.

15

II заседание
1. Конкурс детского творчества «Зажги свою звезду»
2.Конкурс декоративно - прикладного и изобразительного творчества
«Мастера и подмастерья»
3.Неделя детской и юношеской книги.
4. Городской смотр- конкурс отрядов ДЮП
5.Уборка классов перед каникулами». Чистая пятница».
6.Текущие дела.

Апрель

I заседание
1.Мероприятия ко Дню Смеха и Космонавтики.
2. Цикл классных часов по экологическому воспитанию «Живая
планета. Экология и здоровье»
3.Тематические классные часы «Чистый город»,
«Люблю, страна, твои просторы»
4.День Земли.
5.Текущие дела.
II заседание
1.Подготовка к празднованию Дня Победы.
2.Изготовление открыток и сувениров для ветеранов.
3. Праздник «Светлый день Пасхи»
4.КТД «День птиц»

5.Акция «Сделаем город чище».
6.Защита проектов «Мой школьный двор».
16

7.Рейд «Чистота и порядок закрепленных территорий.

Май

I заседание
1.Мероприятия к 9 Мая.(по отдельному плану)
2.Декада памяти.
3. День детства.
4.Подготовка к Последнему звонку.
5.Текущие дела.

II заседание
1.Подведение итогов учебного года.
2. Подведение итогов конкурса «Класс года», «Ученик года».
3. Акция «Молодежь выбирает трезвость»
4.Проведение Последнего звонка.

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».