Червоное Рабочая программа допобразования Школьный музей

Отдел образования Сакского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Червонновская средняя школа»
ОДОБРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «Червонновская средняя школа»
от «17» мая 2024 г.
Протокол № 05

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Червонновская
средняя школа»
_______Н.В.Медведева
Приказ №132 « 17» мая 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «Школьный музей»

Направленность: туристскокраеведческая
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Составитель: Клевцова Татьяна
Владимировна
Должность: педагог дополнительного
образования

с.Червоное, 2024

РАЗДЕЛ №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы
дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я.
Саютиной, авторских элективных курсов И.И.Еременко «По дороге их храма
муз», «Основы исследовательской деятельности». Предлагаемая программа
имеет практикоориентированный характер и рассчитана на 36 ч. (1 час в
неделю).
Нормативно-правовые

основания

для

проектирования

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
В

настоящее

общеобразовательных

время

основой

общеразвивающих

разработки
программ

дополнительных

является

следующая

нормативно-правовая база:
Федеральный

закон

Российской

Федерации

от

29.12.2012

г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской

Федерации»

(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении

Основ

государственной

культурной

политики»

(в действующей редакции);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 г. № 996-р;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г.
№ 642 (в действующей редакции);

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания

проектного комитета по национальному проекту

«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
Национальный
президиумом

проект

Совета

стратегическому

«Образование»

при

развитию

Президенте
и

ПАСПОРТ

-

Российской

утвержден

Федерации

по

(протокол

от

национальным

проектам

просвещения

Российской

24.12.2018 г. № 16);
Приказ

Министерства

Федерации

от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии

оценки

качества

условий

деятельности

организациями,

деятельность

по

образовательным
основным

осуществляющими

основным

программам

программам

осуществления

образовательной
образовательную

общеобразовательным

программам,

среднего профессионального образования,

профессионального

обучения,

дополнительным

общеобразовательным программам»;
Приказ

Минпросвещения

России

от

03.09.2019

г.

№

467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при

сетевой

форме

реализации

образовательных

программ»

(в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О
государственном

(муниципальном)

социальном

заказе

на

оказание

государственных

(муниципальных)

услуг

в

социальной

сфере»

(в действующей редакции);
Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года» (в действующей редакции);
Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности
дополнительного образования для детей Республики Крым»;

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до
2030 года в Республике Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 20.07.2023 г. №
510 «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере при
формировании

государственного

социального

заказа

на

оказание

государственных услуг в социальной сфере на территории Республики Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 17.08.2023 г. №
593 «Об утверждении Порядка формирования государственных социальных
заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к
полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и Формы отчета об
исполнении государственного социального заказа на оказание государственных
услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям исполнительных органов
Республики Крым»;
Постановление Совета министров Республики Крым от 31.08.2023 г. №
639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и
науки

РФ

от

29.03.2016

«О направлении методических рекомендаций»;

г.

№

ВК-641/09

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
Письмо

Минпросвещения

России

от 19.03.2020

г. №

ГД-39/04

«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ

среднего профессионального образования

и

дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными

возможностями

образовательных

здоровья

организаций,

и

детей-инвалидов

реализующих

на

базе

дополнительные

общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2023
г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для педагогических
работников

образовательных

образовательных организаций

организаций

общего

образования,

среднего профессионального образования,

образовательных организаций дополнительного образования по использованию
российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися
и их родителями (законными представителями)»;
Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05 «О
внедрении

Единой

модели

профессиональной

«Методическими

рекомендациями

по

минимума

образовательных

организаций

для

ориентации»

реализации

(вместе

с

профориентационного

Российской

Федерации,

реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего

образования»,

«Инструкцией

по

подготовке

к

реализации

профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023
г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления

содержания,

методов

и

технологий

обучения

в

системе

дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих

формирование

компетентностей,

связанных

функциональной
с

грамотности

эмоциональным,

и

физическим,

интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования,

для

реализации

приоритетных

направлений

научно

технологического и культурного развития страны»;
Устав МБОУ «Червонновская средняя школа»;
«Положение об дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБОУ «Червонновская средняя школа»;
Учебный план дополнительного образования МБОУ «Червонновская
средняя школа» на 2024/2025 учебный год.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через
кружковую работу

«Школьный музей»

в рамках учебно-воспитательного

процесса.
Актуальность программы состоит в том, что патриотическое воспитание
современных подростков становится одной из наиболее острых проблем
педагогики. Музейная педагогика может стать в этой связи инструментом,
позволяющим это сделать. Музей как социокультурное явление позволяет
сохранять историческую память, способствует социализации личности с самых
юных лет. Начальное изучение основ музейного дела с детьми среднего
школьного возраста, приобретение практических навыков работы в музее
позволит в дальнейшем учащимся расширить свой кругозор и творческий
потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно
продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны,

способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать
в определенной степени профессиональный актив обучающегося, связанный с
работой над индивидуальным и коллективным проектом музейной тематики.
Для

развития,

обучения

и

воспитания

подрастающего

человека

исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование
культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться
такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или
услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе,
потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь
молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой
уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная
модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании
личности.
Уровень программы – ознакомительный.
Направления деятельности:
- работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного
отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными
ценностями;
- развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык
музейной экспозиции;
- воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности
через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном
движении;
- использование и популяризация новых технологий музейного образования в
форме проектов;
- Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится
пополнение

экспонатами

организация

и

проведение

вспомогательного
экскурсий,

фонда

музейных

школьного
уроков,

участие

исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.
Новизна программы

музея,
в

Новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее
реализации осуществляется усвоение теоретических знаний и практических
умений в области истории родной школы, села через музейное дело. Учащиеся
приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них
формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Отличительные особенности данной программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет
в условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в
области музейного дела. Программа «Школьный музей» осуществляется как
учебно-деятельностная

и

предполагает

не

только

обучение

детей

теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в
конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу
школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях,
краеведческих олимпиадах и других мероприятиях.
Педагогическая целесообразность
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации
личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта,
подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Педагогическая

целесообразность

определяется

учетом

возрастных

особенностей учащихся, получением дополнительных знаний в области
истории родного края.
Специфика

организации

занятий

по

программе

заключается

во

взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса.
Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения
истории, культуры и природы. Проведение занятий по этой схеме даёт
возможность обучающимся получать знания и представления по истории,
культуре, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого
исследования,

изучать

методики

проведения

таких

исследований

и

осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем
расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к
судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к
родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.
Музей выступает важным фактором формирования общественной активности
учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Адресат программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

предназначена для обучения детей в возрасте от 7 до 10 лет. Занятия по
программе проводятся с объединением детей разного возраста с постоянным
составом. Учащиеся набираются по желанию.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 36 часов в год. Сроки реализации: 2024-2025 гг.
Уровень программы
Уровень программы ознакомительный.
Формы обучения
Форма занятий очная, групповая. Занятия по 1 часу в неделю.
Итого за год –36 часов. Группа смешанная.
Особенности организации образовательного процесса
Для обучения создаётся разновозрастная группа. Занятия предполагается
проводить групповые, а также индивидуальные для консультаций при
подготовке к презентациям, конкурсам, олимпиадам и т.д.
Виды занятий: лекции, практические, лабораторные, мастер-классы,
выставки, творческие отчёты, практикумы, консультации, круглые столы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические
занятия, выполнение самостоятельной работы.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Количество учебных

часов в 1 год

обучения

– 36

Продолжительность занятия для учащихся – 1 академический час.

часов.

1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель - способствовать формированию у учащихся активной гражданской
позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности
адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовноисторическим ценностям и развитие информационной культуры школьников
средствами музейной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить с теорией и практикой исследования бытовых предметов и
музейных экспонатов;
- формировать представление о вещи как основе материальной культуры,
специфике музейного пространства и характерных особенностях музейных
экспонатов;
- совершенствовать умения и навыки, необходимые для создания выставки в
образовательном учреждении и работы на экспозиции.
Развивающие:
- способствовать развитию инициативности и самостоятельности учащихся в
исследовательской деятельности;
- развивать у учащихся способность вырабатывать собственные суждения на
основе непосредственного опыта исследования;
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, эстетическое и психологическое воспитание
учащихся;
- воспитывать в детях любовь к музейному искусству.
1.3. Воспитательный потенциал программы
Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного
образования как одну из приоритетных задач общества и государства:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного,

ответственного,

творческого,

инициативного,

компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач
воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является
внеурочная

деятельность,

а

школьный

музей

становится

центром

формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека иск
лючительно важны связь

с прошлыми

поколениями

формирование

культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими
чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную
информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и
эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении
этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая
огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории
родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к
прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм
и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,
художественные и культурные ценности.
Занятия в кружке «Школьный музей» приобщает учащихся к национальной
и мировой культурной традиции, а богатый практический опыт ВладимироСуздальского музея-заповедника

и непосредственное участие в жизни

школьного музея помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства
гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и
нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный
выбор.
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации
личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта,
подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Формируемые знания, умения, навыки.

Программа дополнительного образования «Школьный музей» нацелена
на формирование и закрепление следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология,
музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);
- формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция
экспоната, оформление инвентарной книги и др.);
- формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности
(поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой
информации, литературных и научных статей, произведений искусства,
электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое
использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной
музейной педагогики и социологии;
- развитие умения вести самостоятельный поиск

культурно-исторического

наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д.
в школьном музее;
- развитие детского общественного движения патриотической направленности.
1.4. Содержание программы
1.4.1 Учебный план.
№
п/п

Наименование разделов и тем

1.

Вводная занятие.

1

1

-

Тестирование

2.

Раздел 1. Музейная экспозиция.

2

2

-

Беседа

3.

Раздел 2. Основы
фондами.

с

1

1

-

Беседа

4.

Раздел
3.
Классификация
музейных предметов.

2

2

-

Фронтальный
опрос

5.

Раздел
4.
терминология.

Музейная

2

1

1

Фронтальный
опрос, экскурсии

6.

Раздел 5. История музейного
дела в России

1

1

-

Беседа

7.

Раздел
6.
Краеведение
школьные музеи.

и

2

2

-

Беседа

8.

Раздел 7. Школьные музеи в
системе образования.

2

2

-

Беседа

работы

Всего
часов

Аудиторные часы
Теория

Форма
Практика аттестации/
контроля

9.

Раздел 8. Нормативная база и
паспорт школьного.

2

1

1

Фронтальный
опрос, экскурсии

10.

Раздел 9. Работа экскурсовода.

2

2

-

Беседа

11.

Промежуточная аттестация

1

-

1

Индивидуальные
задания

12.

Раздел 10. Как вести занятия по
экспозициям школьного музея.

2

2

-

Фронтальный
опрос

13.

Раздел 11. История родного села
в документах.

2

2

-

Самостоятельнопоисковая
деятельность

14.

Раздел 12. Родной край сегодня,
перспективы развития.

2

2

-

Беседа

15.

Раздел
13.
Военнопатриотическая работа.

4

4

-

Фронтальный
опрос

16.

Раздел 14. Записи историкокраеведческих наблюдений.

4

4

-

Индивидуальные
задания

17.

Раздел 15. Изучение истории
школы.

3

2

1

Самостоятельнопоисковая
деятельность

18.

Итоговое занятие.

1

1

-

Индивидуальные
задания

Итого:

36

32

4

1.4.2. Содержание учебного плана.
Вводное занятие. Задачи и содержание, значение работы кружка
«Школьный музей». Особенности работы историков-краеведов. Информация о
технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях.
Раздел 1. Музейная экспозиция.
Теория. Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи
Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев
Школьный музей. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для
музейной экспозиции.
Раздел 2. Основы работы с фондами.
Теория. Фонды музея и их значение. Правила роботы в фондах музеев,
архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и
использования документов. Аннотация собранных материалов, проверка
фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация
выставок. Акты приёма и передачи музейных предметов. Условия хранения
фондов.
Раздел 3. Классификация музейных предметов.

Теория. Структура фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный
фонд. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление
основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации
сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета.
Муляж, макет, модель.
Раздел 4. Музейная терминология.
Теория. Нормативная база. Паспорт музея. Экспонат. Экспозиция. Фонды
музея. Этикетка экспоната. Экскурсия. Тематико-экспозиционный план.
Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной,
научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного
хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и
хранение.
Практика. Встреча с работником краеведческого музея и составление
тематико-экспозиционного плана.
Раздел 5. История музейного дела в России.
Теория. Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр 1
и его Кунсткамера. Частные собрания. Музеи советской эпохи. Новые
возможности музея.
Раздел 6. Краеведение и школьные музеи.
Теория. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения.
Общественно полезный характер исторического краеведения.
Фонды и
экспозиция школьного музея.
Раздел 7. Школьные музеи в системе образования.
Теория. Основные признаки школьного музея. Учетная документация
школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспорт
школьного музея.
Раздел 8. Нормативная база и паспорт школьного музея.
Теория. Положение о школьном музее и музейной комнате. Паспорт
школьного музея. Книга поступлений. Основной, научно-вспомогательный,
обменный и дублетный фонды.
Практика. Встреча с работником районного краеведческого музея.
Раздел 9. Работа экскурсовода.
Теория. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и
тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям
школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина).
Массовая работа музея. Разнообразие форм работы с аудиторией.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.

Раздел 10. Как вести занятия по экспозициям школьного музея.
Теория. Составление текста обзорной и тематических экскурсий,
подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий
на основе экспозиции музея.
Раздел 11. История родного села в документах.
Теория. Классификация письменных исторических источников. Основные
правила работы с письменными историческими источниками.
Раздел 12. Родной край сегодня, перспективы развития.
Теория. Происхождение названий улиц сёл Червоное. Знакомство с
памятными местами родных сёл и города, фотографирование, зарисовки, сбор
материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Раздел 13. Военно-патриотическая работа.
Теория. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Наш
край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Школа
в годы Великой Отечественной войн. Ученики школы – герои войны и труда.
Пропаганда героических подвигов российских воинов. Встречи с ветеранами и
тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы,
запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка
временных выставок.
Раздел 14. Записи историко-краеведческих наблюдений.
Теория. Фиксирование исторических событий, точность и историческая
достоверность записей воспоминаний. Порядок ведения дневника исторических
событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и
записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; составление
каталога и работа с ним.
Раздел 15. Изучение истории школы.
Теория. Школьный музей как источник изучения родного края. История
его образования. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История
деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции
школьного музея. Выпускники школы. Поиск документов по истории школы
(официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов
и выпускников школы).
Практика. Организация и проведение исторических экспедиций. Как
определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и
распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции Поисковая
экспедиция по сбору предметов и документов музейного значения у местного
населения. Знакомство
с
краеведческими
объектами;
фиксирование
исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками;

каталогами. фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих
объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Подведение итогов года.
1.5 Планируемые результаты:
Метапредметные:

Овладеют навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в группе и/или под руководством педагога;

Смогут подготовить и провести презентацию, экскурсию, защиту
проекта;

Смогут
сравнить
и
проанализировать
материалы
по
исследовательской деяте6льности.
Личностные:

Будут осознавать чувства гордости за свою малую родину, историю
края, города;

Будут уважать и ценить историю и культуру других народов;

Будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками.
Предметные результаты:

Познакомятся с историей музея, музейными экспонатами, историей
малой родины;

Получат начальные умения по организации тематических выставок;

Получат начальные навыки организации и проведения экскурсий в
музее;

Получат начальные умения написания исследовательских работ;

Будут уметь выступать друг перед другом (высказываться,
рассуждать);

Будут знать традиции и некоторые праздники народов,
проживающих в крае.

РАЗДЕЛ №2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Уровень – ознакомительный, год обучения – первый
2 полугодие
октябрь

ноябрь

1,2,3,4

5,6,7,8

9,10,11,1 14,15,16,17 19,20,21
2,13
,18

1

4

4

январь

февраль

март

апрель

май

22,23,24,25 26,27,28,29, 31,32,33,34 35,36
30

1

1

1

1

1

1

5

5

3

4

5

4

Промежуточный контроль

1

декабрь

1

2

Итоговый

сентябр
ь

Вводный контроль

Аттестации,
контроля

формы

Кол-во
часов в
месяц

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
учеб.
недель

меся
ц

1 полугодие

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Проектор мультимедийный - 1шт.,
Витрина демонстрационная (тип1) - 1шт,
Витрина демонстрационная (тип2) - 1шт,
Витрина демонстрационная (тип3) - 2 шт.,
Демонстрационная система напольная-1шт.,
Демонстрационная система универсальная - 2шт.,
Информационный стенд -1 шт.,
Экран для проектора -1шт.,
Акустическая система – 1шт.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, образование – высшее, категория высшая.
Методическое обеспечение программы:
- основой реализации программы является школьный музей;
-наглядные

пособия

(иллюстрации,

таблицы,

видеоматериал,

презентации, документальные фильмы, карточки для заданий, виртуальные
тематические экскурсии, слайды, репродукции, фотоальбомы, журналы,
буклеты, альбомы);
-учебно-методическая литература;
- дидактические материалы: карточки по краеведению; фондовая
документация (инвентарные карточки, полевые этикетки, акты приемки,
возврата, передачи и обмена); образцы рекламных буклетов, проспектов
музея; памятки по организации и проведению экскурсий; словарь основных
терминов музееведения и краеведения;
- литературный ряд: книги, журналы по краеведению, произведения
устного

народного

творчества,

произведения знаменитых земляков;

журналы,

газеты,

литературные

- аудио ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих
темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной
творческой атмосферы источники информации о своем крае (печатные
источники, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии,
наблюдения объектов природы)
Основными методами реализации данной программы можно
считать:
- Репродуктивный,
- Словесный,
- Метод наглядности,
- Коллективно – творческий.
Одним

из

факторов,

активизирующим

познавательную,

исследовательскую работу учащихся в музее, является использование
новых информационных технологий. Использование аудиовизуальной и
компьютерной техники повышает эффективность самостоятельной работы
детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Разработка наглядных пособий, муляжей, оформление экспозиций,
выставок, музейного

оборудования

производится

с

привлечением

информационных технологий и является предметом совместной творческой
работы руководителя музея и детей.
Компьютерная техника используется для создания электронной базы
данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учётной
документации,

коллекции

фотографий,

аудио- и

видеозаписи;

для

редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов,
создания презентаций, используемых в учебной деятельности и в рамках
школьных мероприятий. Применение аудио визуальных и компьютерных
средств, мультимедийных программ на базе школьного музея позволяет
разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий.
Авторские методические разработки:
«Как оформить исследовательскую работу?»

«Технология проектирования»
«Технология РКМЧП», др.
Слайд-лекции вспомогательного фонда музея:
«По дороге из «храма муз»,
«Что такое школьный музей?»
«Поисково-собирательская деятельность школьного музея»
«Хранение музейных экспонатов»
«Фондовая работа в школьном музее»
«»Экспозиционно-выставочная работа школьного музея»
«Просветительская деятельность школьного музея»
«Инновационные процессы в школьном музееведении»
«Как написать историю школы?»
«Экскурсоведение»
2.3. Формы аттестации/контроля.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
защита проектов (индивидуальных и групповых),
презентация творческих работ,
практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги,
экспозиции),
написание исследовательских работ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
пополнение вспомогательного фонда музея.
2.4. Список литературы
Литература для педагога:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И.
Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.сост.Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за
знания, 2006. – 272 с.

3. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от
других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1.
– С 105-107.
4. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской
работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
5. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
6. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование:
От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с.
7. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности
учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов
// Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
9. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по
самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика
административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
10. Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской
работы студента. – М.: АПК и ППРО, 2003. – 55 с.
11.

Счастная

Т.Н.

Рекомендации

по

написанию

научно-

исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа
школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
Литература для родителей:
1. Аксёнова А.И.История.Судьба.Музей.- Владимир, 2001.
2. Аксёнова А.И. Суздальский музей в период Вов(1941-1945).-В
кн.:Материалы исследований. Сборник №8.-Владимир, 2002.
3. Бубнов С.Л. След в бесконечности: Памятники Владимира.- Владимир,
2003.
4. Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001.

Литература для учащихся:
1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.:
Просвещение, 1990. – 240 с.
2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр
«ВЛАДОС», 1995. – 303 с.
4.

Никольская

И.Л.

Гимнастика

учащихся/И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. –

для

ума:

Кн.

Для

М.: Просвещение, 1997. – 208 с

РАЗДЕЛ № 3. ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1 Оценочные материалы
Промежуточная аттестация (декабрь)
Тест
1.Отметьте правильный ответ
Кто ввел в научный оборот термин «музеология»?
+ Дж Грессе
- И. Неуступный
- К. Шрайнер
2. Отметьте правильный ответ
Какие разделы входят в прикладное музееведение (отметьте верные)?
+ Научная методика
+ Техника музейной работы
- Общая теория музееведения
+ Организация музейного дела и управление музейной деятельностью
- Историческое музееведение
3. Отметьте правильный ответ
Что означает в переводе слово «museion»?
+ Музей
- Место, посвященное музам
- Музыка
- Коллекционирование
4. Отметьте правильный ответ
Пинакотеки – это:
+ Специальные хранилища для произведений живописи в Древней Греции
- Картины, выполненные восковыми красками
- Древнегреческие скульптурные композиции
5. Отметьте правильный ответ
Прообраз всех музеев:
- Александрийская библиотека

- Пергамский мусейон
+ Александрийский мусейон
6. Отметьте правильный ответ
Кто основал Александрийский мусейон?
+ Птолемей I Сотер
- Аристарх Самофракийский
- Каллимах
- Атталиды
7.Отметьте правильный ответ
Движимый объект природы или материальный результат человеческой
деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования
изъят из среды обитания и включен в состав музейного собрания –
- Предмет музейного значения
+ Музейный предмет
- Музейный экспонат
Отметьте правильный ответ
8.К свойствам музейного предмета относятся:
+ Информативность
+ экспрессивность
- историчность
+ аттрактивность
+ репрезентативность
- предметность.
9.Отметьте правильный ответ
Исторические музеи делятся на (выберите верные):
+ общеисторические
+ археологические
- архитектурные
- педагогические
+ этнографические
+ промышленные
- монографические
10.Отметьте правильный ответ
Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают:
+ Государственные
- Республиканские
- Краевые
+ Общественные
+ Частные
- Учебные
11.Отметьте правильный ответ
Палеонтологические, антропологические, географические, биологические
музеи являются:
- Художественными
+ Естественнонаучными

- Промышленными
- Сельскохозяйственными
12.Отметьте правильный ответ
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из:
+ Профильных изысканий
+ музееведческих изысканий
- исторических изысканий
- географических изысканий
13.Отметьте правильный ответ
Деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных
предметов:
- Реставрация
+ Консервация
- Тезаврирование
- Документирование
14.Отметьте правильный ответ
Понятием «фонды музея» обозначают:
+ научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на
постоянное хранение
- памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды
бытования
- Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также
аудиовизуальные средства
15.Отметьте правильный ответ
Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и
особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
- мемориальные предметы
- уникальными музейными предметами
+ реликвии
16.Отметьте правильный ответ
Фонд музейных предметов делится на:
+ Основной
+ Обменный
- Научно-вспомогательный
- Фонд сырьевых материалов
17.Отметьте правильный ответ
Что не относится к шести типам музейных предметов (источников):
+ археологические
- вещественные
- изобразительные
- письменные
+ мемориальные
- фонические источники
- фото-источники
+ архитектурные

-18.
Отметьте правильный ответ
Планы комплектования фондов могут быть:
+ перспективными
+ текущими
- систематическими
- тематическими
- комплексными
19.Отметьте правильный ответ
Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение:
+ Запасник
- Склад
- Подсобное помещение
Отметьте правильный ответ
20.К какому виду экспозиции относится музейная выставка?
- композиционным экспозициям
+ временным экспозициям
- постоянным экспозициям
Отметьте правильный ответ
21.Выделите основные методы экспонирования:
+ систематический
+ ансамблевый
+ ландшафтный
+ тематический
- перспективный
- вещественный
22.Отметьте правильный ответ
Копию живописного, графического или фотографического изображения,
сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или
уменьшенном размере, называют:
- Муляжом
+ Репродукцией
- Слепком
23.Отметьте правильный ответ
Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в
определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе:
+ Макет
- Модель
- Муляж
24.Отметьте правильный ответ
Тексты в музееведении обычно подразделяются на:
- повествовательные
+ заглавные (оглавительные)
+ ведущие
+ пояснительные

+ этикетаж
+ указатели
- разделительные
25.Отметьте правильный ответ
Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии;
заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с
интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное
представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Все вместе это:
+ формы культурно-образовательной деятельности музея
- методы построения экспозиции
- научно-фондовая работа
Уровневая оценка
Низкий уровень – 5-10 баллов
Средний уровень - 11-19 баллов
Высокий уровень – 20-25баллов
Итоговая аттестация (май)
Разработка экскурсии
Критерии экскурсии
Определение цели и задач экскурсии
Выбор темы
Отбор литературы, составление библиографии и определение
источников материала
Изучение источников
Знакомство с экспозициями и фондами музея по выбранной теме
Отбор и изучение экскурсионного объекта
Составление маршрута
Подготовка текста экскурсии

других

Критерии экскурсионного объекта
1. познавательная ценность
2. известность (популярность) объекта
3. необычность (экзотичность) объекта
4. выразительность
5. сохранность объекта
6. месторасположение
Уровневая оценка
Низкий уровень – экскурсионный объект не соответствует целям и задачам
экскурсии
Средний уровень - все критерии экскурсии соблюдены, но не выражена
уникальность экскурсионного объекта
Высокий уровень – соблюдение всех критериев

3.2 Методические материалы
Методические
виды
продукции (разработка игр,
бесед, походов, экскурсий,
конкурсов,
конференций,
сценарии праздников и т.д.);
Рекомендации
по
проведению лабораторных и
практических работ, по
постановке экспериментов
или опытов и т.д.

- Разработки экскурсий
- Сценарии памятных мероприятий

Дидактический
и
лекционный
материалы,
методики
по
исследовательской работе,
тематика опытнической или
исследовательской работы и
т.д.

- Тесты, методические материалы
аттестации
Презентации,
видеоматериалы
теоретическим разделам программы

- Правила учащихся ДДТ
- Инструкция по охране труда при проведении
занятий
- О деятельности музеев образовательных
учреждений
для
по

3.3 Календарно-тематическое планирование
Название объединения – «Школьный музей»
№

Название темы
занятия

Количество
часов

Дата по расписанию

По плану

Форма
аттестации/
контроля

Примечание
(корректировка)

По факту

Сентябрь

1.

2.

Вводное занятие.
Задачи
и
содержание,
значение
работы
кружка
«Школьный
музей».
Особенности
1
работы историковкраеведов.
Информация
о
технике
безопасности при
участии
в
краеведческих
исследованиях.
Происхождение
музея.
Музей
античного
мира,
эпохи

1

1

Тестирование

Беседа

Возрождения.
Первые
национальные
музеи.
Профили музеев. Типы
музеев Школьный
музей. Паспорт
3.
экспоната. Правила
оформления текстов для
музейной экспозиции.
Фонды музея и их
значение. Правила
4.
роботы в фондах музеев,
архивах и библиотеках.
Итого за месяц

Беседа

1

Фронтальный опрос

1
4
Октябрь

Структура фондов.
Основной фонд и
5.
научновспомогательный фонд.
Понятия: музейный
предмет – предмет
музейного назначения –
6.
экспонат.
Классификация
музейных предметов.
Нормативная база.
Паспорт музея.
7. Экспонат. Экспозиция.
Фонды музея. Этикетка
экспоната.
Экскурсия.
Встреча с работником
8. краеведческого музея и
составление тематикоэкспозиционного плана.
Итого за месяц

1

Фронтальный опрос

1

Фронтальный опрос

1

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос,
экскурсии

1

4
Ноябрь

9.

10.

11.

12.

13.

Коллекционирование
древностей. Первые
музеи в России. Петр 1 и
его Кунсткамера.
Частные собрания.
Музеи советской эпохи.
Новые возможности
музея.
Историческое
краеведение как наука.
Объекты изучения.
Общественно полезный
характер исторического
краеведения. Фонды и
экспозиция школьного
музея.
Основные признаки
школьного музея.
Учетная документация
школьного музея.
Роль и место музея в
образовательном

1

1

1

1

1

Самостоятельнопоисковая
деятельность

Беседа

Самостоятельнопоисковая
деятельность
Самостоятельнопоисковая
деятельность
Беседа

учреждении. Паспорт
школьного музея.
Итого за месяц

5
Декабрь

Положение о школьном
музее и музейной
14. комнате. Паспорт
школьного музея. Книга
поступлений.
Встреча с работником
15. районного
краеведческого музея.
Правила подготовки
текстов экскурсий
16. (обзорная и
тематическая). Работа
экскурсовода.
Массовая работа музея.
Разнообразие форм
работы с аудиторией.
17.
Традиционные и
нетрадиционные формы
работы с аудиторией.
Промежуточная
18.
аттестация.
Итого за месяц
Итого за I полугодие

Беседа

1

Фронтальный опрос,
экскурсии

1

Индивидуальные
задания
1

1

Фронтальный опрос,
экскурсии

1

Индивидуальные
задания

5
18
Январь

Составление текста
обзорной и
19. тематических
экскурсий, подготовка
экскурсоводов;
Организация сменных
выставок; проведение
20.
занятий на основе
экспозиции музея.
Классификация
письменных
21.
исторических
источников.
Итого за месяц

Беседа

1

1

Фронтальный опрос,
экскурсии

1

Фронтальный опрос

3
Февраль

22.

23.

24.

25.

Основные правила
работы с письменными
историческими
источниками.
Происхождение
названий улиц сёла
Червоное.
Знакомство с
памятными местами
родных сёл и города,
фотографирование,
зарисовки, сбор
материалов для
школьного музея;
встречи с интересными
людьми.
Воспитательное

1

Беседа

1

Самостоятельнопоисковая
деятельность

1

Фронтальный опрос,
экскурсии

1

Беседа

значение военнопатриотической работы.
Итого за месяц

4
Март

Наш край в годы
советской власти; в
период Великой
26.
Отечественной войны.
Школа в годы Великой
Отечественной войн.
Ученики школы –герои
войны и труда.
27. Пропаганда героических
подвигов российских
воинов.
Встречи с ветеранами и
тружениками тыла
Великой Отечественной
войны – выпускниками
школы, запись их
28.
воспоминаний, сбор
материалов для
школьного музея,
подготовка временных
выставок.
Фиксирование
исторических событий,
29. точность и историческая
достоверность записей
воспоминаний.
Порядок ведения
30. дневника исторических
событий.
Итого за месяц

Беседа

1

Беседа

1

Фронтальный опрос,
экскурсии

1

Беседа

1

Беседа

1
5
Апрель

Как проводить беседы с
очевидцами
исторических событий и
31.
записывать их
воспоминания, работа с
первоисточниками;
Составление каталога и
32.
работа с ним.
Школьный музей как
источник изучения
родного края. История
33. его образования.
Основные события в
жизни школы. Учителя
школы.
История деятельности
пионерской и
комсомольской
34. организаций по
экспозиции школьного
музея. Выпускники
школы.
Итого за месяц

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

Беседа

1

4
Май

35. Как определять цели и

1

Фронтальный опрос,

район экспедиции. Как
комплектовать группы и
распределять
обязанности.
Знакомство с
краеведческими
объектами;
Итоговое занятие.
36. Итоговая аттестация.
Подведение итогов года.
Итого за месяц
Итого за II полугодие
Итого за год

экскурсии

Индивидуальные
задания

1
2
18
36

3.4. Лист корректировки ДОП
№
п/
п

Название
раздела,
темы

Тема
урока

Дата
проведе
ния
урока

Причина Коррек Дата
коррект тирую прове
ировки
щие
дения
меропр по
иятия
факту

согласо
вано с
зам.дир
ектора
по УВР
(подпи
сь)

3.5.План воспитательной работы.
План воспитательной работы
Цель: создание благоприятной среды для повышения личностного роста учащихся,
их развития и самореализации.
Задачи:
- формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и
национальное самосознание учащихся;
- развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся;
- создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение большого числа учащихся в досуговую деятельность и повышение
уровня сплоченности коллектива;
- улучшение психического и физического здоровья учащихся;
- развитие разносторонних интересов и увлечений детей.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет
достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим
занятиям и уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение
родителей к активному участию в работе объединения.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы,
учащиеся привлекаются к участию (подготовке, проведению) в мероприятиях города,
учреждения, объединения: благотворительных акциях, творческих концертах, выставках,
мастер-классах, лекциях, беседах и т.д. (по отдельному плану).
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, игра, викторина,
интеллектуальный аукцион, «Брейн-ринг», вахта памяти, видеоэкскурс, защита проекта,
ролевые игры, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Воспитательные мероприятия по количеству участников: фронтальные, групповые,
парные, индивидуальные.
Воспитательные
мероприятия
по
содержанию
воспитания:
социальные,
интеллектуальные, исследовательские, досуговые.
Методы воспитательного воздействия: словесные, практические и др.
Направление
Название мероприятия
воспитательной работы
ГражданскоПоздравление жителей села с Днём
патриотическое
пожилых людей
воспитание
Акция « День народного единства»

Дата
проведения
октябрь
ноябрь

Ответственный
Члены кружка
Руководитель
кружка
Руководитель
кружка

Экскурсия в Музей боевой
славы с.Геройское
Акция «Блокадный хлеб»

декабрь

Митинг, посвященный Дню
освобождения Сакского района от
немецко-фашистских захватчиков.
Акция «Георгиевская лента»

апрель
май

Члены кружка

Праздник «День Победы»

май

Трудовые десанты по уборке
памятника

Октябрь, май

Руководитель
кружка
Руководитель
кружка

январь

Руководитель
кружка
Руководитель
кружка

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».